Религиозная идентичность


Современный мир представляет собой среду, в которой постоянно происходит столкновение и смешивание различных культур. Интерес к теории и практике межкультурных коммуникаций неслучаен, он возник и увеличивается в контексте бурной интенсификации межгосударственных и международных контактов во всех сферах культуры - в политике, экономике, образовании, искусстве, религии. Это и есть основа глобализации. Она сопровождается одновременно сближением и разобщением культур и народов, служит их взаимообогащению, на также влечет возникновение многочисленных межэтнических и межконфессиональных конфликтов. В итоге перед мировым сообществом остро обозначилась проблема обеспечения устойчивого развития межкультурной коммуникации. Это требует всестороннего осмысления процессов эффективного взаимодействия и взаимопонимания представителей различных культур.
Проблемы межкультурной коммуникации лежат в области пересечения интересов этнологии, культурологии, антропологии, психологии, и иных гуманитарных областей знания. Определение места межкультурной коммуникации как составной части социологии культуры представляет собой важный и необходимый аспект исследования проблем человеческой жизнедеятельности в эпоху глобализации. Роль межкультурной коммуникации в современном мультикультурном мире продолжает расти, что придаёт актуальность проводимым в данной области исследованиям.
При анализе процессов межкультурной коммуникации необходимо обратить внимание на понятие и структуру культурной картины мира, оказывающей влияние на особенности культуры каждой нации.
Культурная картина мира - система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире. Каждая национальная культура, формируясь в специфических условиях (географических, исторических, технологических, бытовых), вырабатывает свой язык, свои культурные коды, свое специфическое видение мира, свою культурную картину мира.
Целостное представление данного народа или человечества о мире также называют культурной картиной мира. Она складывается из научной, философской, художественной, религиозной, мифологической, идеологической, мистической картин мира, т.е. из представлений о мире, функционирующих в отдельных отраслях.
На индивидуальном уровне культурная картина мира распадается на культурные уровни, или, в соответствии с классификацией Ричарда Льюиса, слои (layers). Данный исследователь выделяет следующие культурные слои: национальный, региональный, профессиональный, гендерный, классовый, религиозный, возрастной, этнический корпоративный и личный. Все эти культурные слои (кроме уровня личной культуры - он глубоко индивидуален) на социальном уровне формируют соответствующие виды идентичности.
Понятие «идентичность» сегодня широко используется в этнологии, психологии, культурной и социальной антропологии. В самом общем понимании оно означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире.
Одну из ключевых ролей играет религиозный аспект культурной картины мира личности. Религия остаётся одним из основных социокультурных факторов, формирующих современного человека и оказывающих большое влияние на его социальную жизнь.
Человек религиозный в мире проявляет себя особым образом, и хотя его религиозная идентичность не всегда выступает на первый план, она может способствовать усилению других форм самоидентификации.
Религиозная идентичность выступает как чрезвычайно концентрированное выражение мироощущения человека, квинтэссенция наиболее насущных вопросов его "жизненного мира", определяемого его культурной состоятельностью и ценностной устремленностью. [1, стр. 42-43]
Интенсивное развитие глобализационных процессов и межкультурных контактов делает актуальной проблему не только культурной, но и религиозной идентичности. Это связано с тем, что в современных условиях, как и раньше, культурные формы жизнедеятельности с необходимостью предполагают принадлежность человека не только к какой-либо социокультурной группе, но и к религиозной общности. Среди многочисленных социокультурных групп наиболее стабильными являются устойчивые во времени религиозные общины. Эти общины порой являются для человека самой надежной группой, которая может обеспечить ему необходимую и поддержку в жизни.
В контексте современных исследований религиозная идентичность определяется как «один из возможных способов духовного соотнесения себя с окружающими людьми (на индивидуальном уровне) и самоопределения целого общества в его соотношении с окружающими социумами (на макросоциальном уровне)». [2, стр. 114-116]
Особенно сложный и непредсказуемый характер сегодня приобрели межэтнические и межрелигиозные отношения. Возникающие в их контексте конфликты имеют угрожающие последствия и внутри государств, и во взаимоотношении различных стран. Эта проблема осложняется невозможностью достаточно точно прогнозировать осложнения или даже взрывы на почве культурных конфликтов, чреватых серьезными социальными, политическими кризисами и войнами.
В современном мультикультурном мире столкновение каких-либо взглядов с религиозной идентичностью может вылиться в жёсткий конфликт. Примером может стать нападение террористов на офис редакции французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo ( рус. «Шарли́ Эбдо́») 7 января 2015 года в Париже. В результате стрельбы погибло 12 человек, ранено было 11. Предпосылками и мотивами для совершения теракта были частые карикатуры на тему ислама, публиковавшиеся в Charlie Hebdo. Еженедельник несколько раз публиковал карикатуры на ислам и лично пророка Мухаммеда. По словам очевидцев, после нападения террористы кричали, что «отомстили за пророка».
Милицкий Сергей Владимирович, полковник Управления «А» Центра специального назначения ФСБ России, дал четкое аналитическое заключение по данной трагедии, выделив исключительное значение учета религиозной идентичности при выстраивании межкультурных контактов с выходцами из стран с исламскими культурными моделями: «Буквально в последние десятилетия во Францию переехали до 5-7 млн. мусульман из традиционных исламских государств. А для этих людей ценности и запреты своей религии – повседневная реальность, а не дань традиции, как для значительной части христиан Европы. И оскорбление этих ценностей чревато резкой негативной реакцией, которую могут использовать в своих целях террористические элементы силы, которые выступают за дестабилизацию ситуации в ряде европейских государств, за разжигание там межнациональных конфликтов.
К сожалению, французское общество пока не сделало надлежащих выводов из трагедии. И это преподается как торжество «свободы слова». Между тем, возникшая проблема по-прежнему далека от разрешения, ведь любая провозглашенная людьми свобода (в том числе и свобода слова) не является неким абсолютом. Будучи священным правом граждан, она должна ограничиваться священными правами других граждан, которые проживают бок о бок с первыми.»
Понятие межкультурной коммуникации зачастую связывают с толерантностью. В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является термин «терпимость», что предполагает признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры. Толерантность допускает право представителя любой культуры на свободное выражение своих взглядов и реальное поведение в практической жизни при одновременном благожелательном отношении к культуре, поведению и мнениям всех других партнеров по общению. [3, стр. 78]
Но в тоже время одной толерантности недостаточно. Полноценная межкультурная коммуникация может быть основана не только лишь на одной терпимости коммуникантов, но и на взаимном уважении. В том числе важным является уважение религиозной идентичности.
Мирное, толерантное сосуществование цивилизаций, сообществ с различными религиозными идентичностями, культурными кодами нуждается в реальном и массовом контакте, отказе от разделения народов, их культур на развитые и отсталые, а религий на истинные и неистинные, неполноценные.
При формировании эффективного процесса межкультурной коммуникации необходимо учитывать ключевые характеристики культурных моделей коммуникантов. Если религиозная идентичность занимает в структуре культурной модели ключевое положение, её необходимо учитывать, что предусматривает осторожное и внимательное отношение к данному феномену и его частным проявлениям в структуре любой культурной модели.
 

Список использованных источников:
1. Крылов А.Н. «Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве». – Изд.: ИКАР, 2012. – 598 с. 
2. Милицкий С. В. Сергей Милицкий о терактах во Франции [Электронный ресурс] / С. В. Милицкий; Политическая партия «Гражданская платформа» [Сайт]. – Россия : [б.и.], 2015. – Режим доступа: http://civilplatform.ru/2797 
3. Перепелкин Л.С., Стэльмах В.Г. Человек верующий: религия и идентичность // Вопросы социальной теории, 2010. – Том IV. – С. 373-395. 
4. Толерантность / общ. ред. М. П. Мчедлова. – М. : Республика, 2004. – 416 с.

Вернуться на страницу "Круглый стол"

Комментариев нет:

Отправить комментарий