Невербальная коммуникация: межкультурный аспект


 

Предметом нашего исследования является феномен невербальной коммуникации, который мы рассматриваем, акцентируя его межкультурный аспект. Процессы межкультурной коммуникации осуществляются между индивидами, которые являются носителями различных культурных ценностей. Другими словами, межкультурная коммуникация проявляется в форме межличностной коммуникации. Межличностная коммуникация может осуществляться в различных формах, которые определяются количеством участников, их социальным статусом и прочими факторами. Людей, которые легко могут начать общение, легко приобретают знакомых и комфортно чувствуют себя в любой компании, принято называть коммуникабельными. Всем известно, что информация может передаваться за счет вербальных (т.е. слов) и невербальных (т.е. жестов, мимики) средств. В процессе общения самое главное не только то, что мы говорим, но и то, как мы говорим и как ведем себя при разговоре. При невербальном общении наша речь либо не используется в качестве средства коммуникации вообще, либо её роль в данном процессе существенно снижена. Невербальные средства общения выступают или как дополнительный канал обмена информацией, или приобретают в процессе общения ведущую роль. Особенно ярко данный аспект проявляется в структуре профессиональной компетенции специалистов, чья деятельность связана с общением, особенно в рамках межкультурной коммуникации [3]. 
Невербальная коммуникация – это такая форма общения, которая осуществляется через: контакт глаз, способ сидения и передвижения, жесты, мимику, прикосновения и т.д. [1]. Такие сообщения делают нашу речь более выразительной, ясной и точной.
Невербальная коммуникация реализуется в рамках следующих систем: визуальная, акустическая, тактильная и ольфакторная [2].
Визуальная система включает в себя: жесты, мимику, визуальный контакт, кожные реакции (покраснение, потоотделение).
Акустическая система включает в себя следующие аспекты: экстралингвистическая система (паузы в разговоре, покашливание), паралингвистическая система (темп голоса, его тональность).
Тактильная система - пожатие рук, объятия, поцелуи. 
Ольфакторная система - запахи окружающей среды, человека.
Так же можно выделить основные функции невербального общения: выражение чувств и эмоций, выражение межличностных отношений, управление процессом вербального общения, обмен ритуалами. Знание языка невербального общения позволяет не только лучше понять собеседника, но и увидеть его реакцию на услышанное сообщение. Невербальная коммуникация позволяет показать, как вы поняли своего собеседника.
Очень важно знать, что в разных странах существует свой невербальный язык, и его приходится учить так же, как и словесный. Какой-либо жест в одной стране может иметь позитивное значение, а в другой – означать нечто, обладающее негативной или попросту абсурдной коннотацией. Очень важно учитывать данный факт. Например, такой жест, как кольцо из пальцев, в англоязычных странах означает "все в порядке", во Франции – "ноль", в Японии – "деньги". Во многих странах не придают значения левой или правой руке. Но на Востоке, например, преподнося подарок левой рукой, вы нанесете оскорбление своему собеседнику, а в исламе левая рука считается "нечистой".
Лабунская В.А. классифицирует невербальную коммуникацию так:
1. Кинесика;
2. Просодика и экстралингвистика;
3. Такесика;
4. Проксемика;
Рассмотрим содержание данных средств невербального общения.
Самые значимые средства невербального общения – это кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения собеседника, которые выполняют выразительно-регулятивную функцию в общении. К таким средствам движения относятся движения в позе, мимике, жесте и взгляде. При неправильном толковании этих средств могут возникнуть неблагоприятные обстоятельства.
К просодическим и экстралингвистическим явлениям относятся характеристики голоса. 
Просодика – это название ритмико-интонационных сторон речи, таких как высота, громкость и темп голоса.
Экстралингвистика - это введение в речь пауз, а также психофизических явлений, таких как плач, смех.
Данными средствами дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.
Радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх – тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушённым голосом, с понижением интонации к концу фразы.
Скорость нашей речи тоже отражает чувства: быстрая речь – взволнованность или обеспокоенность; медленная речь выражает угнетённое состояние, горе или усталость. Поэтому необходимо не только слышать, но и слушать своего собеседника, так как по речи можно понять его эмоции.
К такесическим средствам общения относятся прикосновения в виде рукопожатия, похлопывания. Такесические средства выполняют функции показателя статусно-ролевых отношений, степени близости собеседников. Неадекватно пользование данными средствами общения может привести к конфликту.
Проксемика исследует расположение человека в пространстве. Это понятие ввел американский антрополог Э.Холл в начале 1960-х годов [2].
Он описал нормы приближения собеседников друг к другу. Эти нормы определены расстояниями: 
1. Интимное расстояние (до 50 см) - общение только с близкими людьми;
2. Личное или персональное расстояние (50-120 см) - общение со знакомыми людьми;
3. Социальное расстояние (120-400 см) - общение с малознакомыми или незнакомыми людьми;
4. Публичное расстояние (свыше 400 см) - общение с большим количеством людей;
У разных народов свои нормы приближения. Так, например, у североамериканцев интимное расстояние больше, чем у латиноамериканцев или японцев. Нарушение какого-либо расстояния воспринимается негативно.
Знание оптимальных расстояний представителей разных культур способствует эффективному деловому общению. Например, можно определить на каком уровне готов разговаривать ваш собеседник. Для этого нужно подойти ближе к собеседнику, если он не отходит, значит, в принципе он готов к более дружескому общению.
Также для проведения переговоров полезно учитывать представления о комфортных расстояниях. Известно, что каждый человек сохраняет свою территорию, свое личное пространство во время коммуникации. В случае нарушения границ человек становится эмоциональным и агрессивным. Самое главное во время переговоров – избегать некомфортно малого расстояния между людьми, так как у разных народов присутствуют разные представления об использовании пространства.
Даже вне сферы межкультурной коммуникации внимательное отношение к данному аспекту невербальной информации может дать полезные результаты. Например, если во время проведения переговоров человек расставляет далеко от себя свои вещи, значит, он защищает свое пространство. И можно предположить, что он не готов вести переговоры и настороженно относится к вам.
Все приведенные примеры показывают, как важны невербальные средства коммуникации в процессе общения, в том числе и в деловом общении. Мимика, выражение лица, жесты и многое другое дает дополнительную информацию о собеседнике. 
Когда два человека вступают в разговор, то они оба рассматривают особенности внешнего вида и поведения. Поведение собеседника может вызвать восхищение или тревогу, или какие-либо иные эмоции. Каждому человеку необходимо понимать, что для успешных взаимоотношений нужно знать особенности не только вербальной коммуникации, но и невербальной.
То, как мы слушаем, наблюдаем, двигаемся и реагируем на слова нашего собеседника, говорит о том, насколько мы правдивы и как хорошо его слушаем. Если наши невербальные сигналы совпадают с нашими словами, то они повышают взаимопонимание и ясность. И, конечно, если не происходит такого совпадения, то появляется напряженность и растерянность у собеседника. Если мы хотим стать хорошим коммуникатором, то должны стать более чувствительны не только к языку тела других людей, но и к своим собственным средствам невербальной коммуникации [5].
Также нужно уважать чужие культуры, относиться с пониманием к поведению представителей других стран. Успешное сотрудничество зависит от того, насколько хорошо человек знает культуру других стран и как правильно он умеет общаться. У каждой культуры свои особенности, которые требуют адаптации и учета. Экстралингвистический (невербальный) этикет важен не только в обществе представителей одного и того же этноса, но и сохраняет высокую степень актуальности в общении между представителями разных культур.

Список литературы
1. Ерёменко М.С., Пушных В.А. Межкультурный менеджмент: учебное пособие / М.С. Ерёменко – 2-е. изд., перераб.; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. −Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011.
2. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник / А.Я. Кибанов – 2-е изд., перераб. - М.: ИНФРА-М, 2013.
3. Кравченко И. А. Профессиональный стандарт как неотъемлемая составляющая трудового законодательства // Экономика нового времени: теоретические аспекты и практическая реализация. Сборник статей и тезисов докладов XIX Всероссийской научно-практической конференции, 2015. С. 190-193. 
4. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко – 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
5. Письменный Е. В. Актуальность мифологического в современном социокультурном пространстве / Е. В. Письменный // LIV Международной научно-технической конференции «Достижения науки – агропромышленному производству». – Челябинск: Челябинская государственная агроинженерная академия, 2015. – Стр. 48-53.
6. Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / А.П. Садохин – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Комментариев нет:

Отправить комментарий