Женственность и мужественность в деловой культуре: к вопросу о классификации деловых культур г. Хофстеде

Деловые культуры, обладая основополагающими отличиями друг от друга, наравне с этим имеют и важные сходные характеристики, что позволяет исследователям формировать типологические модели, в рамках которых выделяются базовые типы деловых культур, что делает возможным формулирование определенных стратегий коммуникации между представителями данных культур – они могут эффективно и плодотворно общаться друг с другом и выстраивать позитивные отношения в деловой сфере.
Модель голландского социолога Герта Хофстеде является одной из наиболее известных систем классификации деловых культур. Среди преимуществ данной классификации можно выделит такие качества как научная обоснованность и практическая полезность.
Г. Хофстете выделил две категории признаков, которыми обладает каждая деловая культура, и посредством которых эти культуры соотносятся между собой:
· Культурные признаки, общие для каждой страны;
· Культурные признаки, отличающиеся от страны к стране.
Хофстеде выделил два типа культур, по сути, образующих смежное пространство реализации собственных параметров:
· корпоративную (или организационную);
· деловую культуру каждой страны.
Голландский социолог предложил пять параметров, описывающих различия между национальными культурами:
1) дистанция власти (от малой до большой);
2) коллективизм и индивидуализм;
3) женственность и мужественность;
4) избегание неопределенности (слабое и сильное);
5) краткосрочная — долгосрочная ориентация на будущее.
Одним из основополагающих параметров является характеристика деловой культуры по принципу женственность – мужественность [7].
Считается, что мужчина сильнее и жестче женщины, он добытчик, ориентирован на материальное благополучие, и стремится преуспеть. Женщина ассоциируется с нежностью и заботой, она ориентирована на улучшение качества жизни, на выстраивание гармоничных отношений с окружающей средой. Это разделение является историческим, что повлияло на то, что в некоторых сферах жизни мужчины и женщины занимают разное положение [4]. Исследование, выявило 38 видов работ, которые были распределены по шести группам, начиная с наиболее «мужественных» и заканчивая «женственными»:
1. Торговые агенты (профессиональные и непрофессиональные).
Это были мужчины, поскольку работать приходилось в условиях жесткой конкуренции.
2. Профессиональные работники (инженеры/ученые).
3. Высококвалифицированные работники/технические специалисты.
4. Менеджеры всех категорий.
От них требовалось не только вести себя настойчиво, но и заботиться о подчиненных.
5. Малоквалифицированные и полуквалифицированные рабочие.
6. Офисные работники.
В основном они работали с людьми – как с работниками компании, так и с посторонними. Таким образом, в высших эшелонах власти мужчины представлены в большей степени и на тех рабочих местах, где требуется высокий уровень квалификации.
Хофстеде выделяет следующие аспекты, которые наиболее важны для представителей мужественных и женственных культур при выборе работы.
Для мужественных культур:
· Заработок. Люди стремятся к работе с высокой зарплатой.
· Осознание своих заслуг при выполнении определенной работы.
· Возможность профессионального роста, выполнения более сложной работы.
· Стремление к работе, которая даст чувство самореализации.
Для женственных культур:
· Наличие хороших отношений с начальником.
· Работа в дружном коллективе.
· Важно жить в хорошем районе.
· Уверенность в том, что вы не потеряете работу [6].
Люди предпочитают работать в больших организациях. На работе приветствуются такие качества, как стремление к карьерному росту, соревновательность, напористость, самоуверенность, амбициозность. Каждый стремится добиться результатов и получить справедливое вознаграждение. Из-за внутренней борьбы за лидерство человек работает в условиях жесткой конкурентной среды.
В женственном обществе принято «работать, чтобы жить». Поощряется скромность в самооценке. Не приветствуется хвастовство и громогласность. Женственность – характерная черта общества, в котором различие половых ролей несущественно, то есть и мужчины, и женщины могут быть в одинаковой мере сосредоточены и на материальном успехе, и на обеспечении качества жизни.
К странам с мужественной культурой относят США, Великобританию, Швейцарию, Австрию, Ирландию, Германию, Италию. К наиболее женственным странам относят Скандинавские страны, Японию, Голландию. Францию.
В странах с превалирующим компонентом мужественности в культуре принято разграничивать роли родителей. Муж – кормилец семьи, он строгий и редко показывает свои чувства. Жена должна вести себя покорно, поддерживать дома уют и гармоничные отношения. Она обращает внимание на чувства, проявляет нежность и сочувствие. В такой модели отношений мальчики растут самостоятельными и напористыми, они не должны плакать, но могут драться, чтобы показать силу и отстоять свою позицию. Девочки добрые и заботливые, они очень чувственные и нуждаются в защите. Сын помогает отцу, а дочь – матери [1].
В странах с женственными культурными характеристиками нет четкого разделения ролей родителей. Они оба заботятся и о качестве жизни, и о взаимоотношениях в семье. Поэтому сын может спросить у матери совета о том, как правильно забить гвоздь, а дочь может подойти к отцу, и рассказать ему о своих трудностях, рассчитывая на поддержку и понимание.
В зависимости от типа культуры различают различные способы разрешения конфликтов:
· В странах с мужественной культурой, конфликты принято решать в споре, в борьбе: «пусть победит сильнейший».
· В странах с женственной культурой не принято выделять победителей и проигравших. Типичным методом разрешения конфликтов является проведение переговоров и принятие компромиссного решения.
Способ принятия руководителем решений:
· В мужественной культуре менеджер решения принимает единолично, обращая внимание на факты.
· В женственных культурах менеджер действует более интуитивно. Для принятия решений ему необходимо посоветоваться, собрать совещание, комиссию [5].
Мужественные культуры преуспевают в производстве, особенно массовом, так как работают быстро и эффективно. Женственные культуры имеют преимущество в тех отраслях, где есть ориентация на людей: сфера услуг, производство, ориентированное на индивидуальные желания потребителя, а также переработка природных материалов.
В зависимости от типа культуры различается и политика страны. Политические лидеры обычно продвигают и отстаивают те ценности, которые близки населению страны. Уровень мужественности влияет на расстановку приоритетов в следующих аспектах выстраивания политических стратегий:
1. Вознаграждение сильных или солидарность со слабыми.
Мужественные страны стремятся к производительности, а женственные – к благотворительности. Считается, что женственные страны более лояльны к поведению своих жителей, чем мужественные страны. Например, в Ирландии запрещено делать аборты. А Голландию относят к стране «свободных взглядов», так как там разрешено употребление легких наркотиков, узаконена проституция, эвтаназия и гомосексуальные браки.
2. Экономический рост или защита окружающей среды.
Целью политики мужественных стран является достижение экономического роста, даже в ущерб окружающей среде. Германия (мужественная страна) приветствует проведение нефтепровода в Европу, хотя это принесет вред экологии.
Женственные страны отдают предпочтение целям охраны окружающей среды. Южная Корея решительно делают ставку на внедрение инноваций в свою промышленность. Уже рассматривается возможность выноса вредных производств за пределы своей страны – на территорию Урала и Сибири.
3. Рост вооружения или помощь бедным странам [3].
В странах с мужественной культурой политические лидеры стремятся к росту вооружения своей страны. Женственные страны ориентированы на помощь бедным и защиту слабых.
Стратегические спецификации деловых культур, в контексте которых превалируют мужественные составляющие, включают в себя следующие позиции:
1. Социальный идеал – эффективный труд.
2. Ценится преуспеяние – следует поддерживать успешных.
3. Общество в большой мере обладает «корректирующими» механизмами.
4. Социально-политические процессы характеризуются высокой степенью динамики.
5. Высший приоритет – поддержание экономического роста.
6. Правительство тратит мало денег на поддержание бедных стран.
7. Правительство тратит много денег на вооружение.
8. Религия подчеркивает неравенство полов.
9. Международные конфликты должны разрешаться путем демонстрации и применения силы.
10. Мало женщин на выборных постах.
11. Освобождение женщин означает, что женщинам может быть позволено занимать должности, которые до этого занимали только мужчины.
Женственные мотивы в культуре реализуются в рамках следующих политически-идеологических стратегических спецификаций:
1. Социальный идеал – благотворительность.
2. Следует помогать нуждающимся.
3. Общество широко использует «разрешающие» механизмы.
4. Социальные процессы реализуются медленно и неторопливо.
5. Высший приоритет – сохранение окружающей среды.
6. Правительство тратит много денег на поддержание бедных стран.
7. Правительство тратит мало денег на вооружения.
8. Религия подчеркивает равенство полов.
9. Международные конфликты должны разрешаться путем переговоров и компромиссов.
10. Большое количество женщин присутствует на выборных постах.
11. Освобождение женщин означает, что мужчины и женщины должны иметь одинаковые права и ответственность и дома, и на работе [2].
В заключение можно сказать, что мужественность и женственность – это модели поведения, которые обусловлены культурными и историческими представлениями. И межкультурное общение между представителями культур с различными соотношениями компонентов женственности и мужественности необходимо выстраивать, принимая во внимание спецификации данных культурных типов и поведенческие стратегии, генерируемые этими спецификациями.


Список литературы
1. Ижгузина С.В., Кравченко И.А. Роль семьи в современном обществе / С.В. Ижгузина // Современное общество: научный взгляд молодых: сборник статей и тезисов докладов XI международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов – Челябинск: Челябинский филиал Финуниверситета, 2015. – С. 334-336.
2. Конева А. Критерии Хофстеда: культура имеет значение [Электронный ресурс] / А. Конева // Международный журнал исследований культуры – Режим доступа: http://www.culturalresearch.ru/ru/theor/32-hofsted
3. Оксинойд К.Э. Национальная культура и организационное поведение: методика Хофстеда [Электронный ресурс] / К.Э. Оксинойд // Элитариум 2.0 – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/kultura_organizacionnoe_povedenie_metodika_hofsteda/
4. Письменный Е.В. Актуальность мифологического в современном социокультурном пространстве / Е.В. Письменный // LIV Международной научно-технической конференции «Достижения науки – агропромышленному производству». – Челябинск: Челябинская государственная агроинженерная академия, 2015. – С. 48-53.
5. Сравнительный менеджмент. Лекции (контент) по дисциплине [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://eos.ibi.spb.ru/umk/10_10/5/5_R0_T2.html
6. Hofstede G.H. Cultures and organizations: software of the mind / G.H. Hofstede – Mc Graw Hill, 1997. – 279 p.
7. German, N.F. Differences in cultural patterns as the greatest challenge to intercultural communication / Наука в современном информационном обществе: Материалы VII международной научно-практической конференции. н.-и. ц. "Академический". North Charleston, SC, USA, 2015. С. 9-12.


Вернуться на страницу "Научный клуб"

Комментариев нет:

Отправить комментарий