Фактор семантических различий символики цвета в различных культурах как важная составляющая успешного процесса межкультурной коммуникации

В современном мире межкультурная коммуникация обладает ярко выраженной актуальностью. Она является наукой, и одновременно позиционирует набор навыков, которыми необходимо владеть, чтобы избежать конфликта между представителями разных культур.
Деловая межкультурная коммуникация также является важной частью коммуникации между разными странами и культурами. Те специалисты, чья работа связана с взаимодействием между разными культурами, когда неточности и коммуникативные неудачи приводят к различным неприятным ситуациям в переговорах, к социальной напряженности и к непродуктивной работе коллектива, должны владеть навыками межкультурного делового общения. От такого работника требуются не только профессиональные знания, но и владение межкультурной компетенцией. Необходимо изучать культуру представителей других стран, ознакомиться со спецификой национального менталитета, традициями и культурными особенностями. Владение и понимание национальной бизнес-культуры, определенных моделей поведения людей в разных странах повышает эффективность управления и помогает избегать конфликтов [6].
В современных условиях глобализации мира, в том числе и деловых коммуникаций, опыт работы с иностранными потребителями становится распространенным феноменом. Научно доказано, что цвет способен оказывать влияние на эмоции и физиологические функции человека. Но при этом, данное воздействие действует на всех людей по-разному, в зависимости от социальной, национальной принадлежности или от условий, в которых воспринимается цвет. Поэтому одним из важнейших аспектов межкультурных коммуникаций является семантика цвета, обеспечивающая успешность процесса деловой коммуникации [5].
Предпочтение определенных цветов у различных культур объясняется историческими предпосылками, традициями и обычаями, соответствующим характером и темпераментом народа, эстетическими нормами, религиозными воззрениями и окружающей природой. Все эти факторы оказали влияние на распространение того или иного цвета в костюмах, предметах быта, в произведениях искусства у различных народов [1].
Собираясь в поездку в другую страну либо на встречу с деловым партнером, который является носителем иной культуры, необходимо позаботиться о том, чтобы не совершить ошибки в использовании какого-либо цвета. У разных народов один и тот же цвет может иметь совершенно противоположное значение. Зачастую незнание этих тонкостей может привести к коммуникативной неудаче [7].
Так, например, испанская фирма заключила договор с мексиканской фирмой-партнером о продаже большой партии пробок для шампанского, но из-за неосведомленности о символики цвета в этой стране покрасила их в бордовый цвет, который в мексиканской культуре оказался цветом траура. В итоге сделка сорвалась [4].
Немаловажную роль играет цвет одежды для деловых встреч, цветовое решение какого-либо проекта или презентации. Правильно подобранные цвета могут помочь настроить партнера по коммуникации либо аудиторию на деловой лад, и совершить удачную сделку. Рассмотрим некоторые цвета, их психологическое воздействие на человека и их значение у представителей различных стран.
1. Белый цвет
Белый цвет является нейтральным. В большинстве случаев, он является фоном, на котором любая информация усваивается легко и без усилий. Вместе с тем, при помощи белого цвета трудно заострить внимание на какой-либо стороне, но и вызвать отрицательные ассоциации сложно. 
Наши предки называли белым все то, что было прозрачным, например, воду или свет. Поэтому для русских людей белый цвет - это святость, духовность, чистота и невинность. С белым цветом ассоциируются многие вещи: белое подвенечное платье, белоснежный голубь - символ мира, белый флаг - перемирие. В мусульманских странах белый цвет считается священным. Значение белого цвета в арабских странах – свет, чистота и истина [3].
В Китае и Японии значение белого цвета имеет противоположный окрас. Он ассоциируется с увяданием, холодом, вероломством, приближением конца чего-либо. Поэтому белый цвет считается траурным. В Индии белый имеет значение душевной пустоты, отсутствия эмоций. Поэтому в Индии белый цвет - также цвет траура, смерти и несчастья. Вдовам разрешается носить сари только белого цвета. 
2. Черный цвет
Несмотря на массовое производство одежды черного цвета, он способен вызывать уныние и даже депрессию у потенциальных потребителей. Семантика цвета – ночь, тайна, печаль.
Для западных культур черный является холодным и тревожным цветом. Он предполагает драматический, мистический контекст, олицетворяет зло, разрушение и смерть. В западной культуре принято носить черное на похоронах в знак горя по умершему человеку. Этот обычай сложился еще во времена Римской империи, когда граждане носили тогу из темной шерсти в дни траура [3]. 
На Востоке черный цвет считается символом добра, чистоты и совершенства. В Китае черный цвет означает честность. В японской культуре черный - символ благородства, возраста и опыта.
3. Красный цвет
Красный цвет побуждает человека на принятие беспромедлительного решения, на совершение малообдуманного действия, вот почему этот цвет зачастую применяется в рекламе. При этом не следует забывать о том, что переизбыток данного цвета может вызывать агрессию и раздражение, поэтому красный цвет должен применяться в умеренном количестве. Семантика цвета: страсть, жизнь, воля, борьба, активность, огонь. 
Для стран Дальнего Востока красный цвет - это символ любви, рождения, жизни, а также он символизирует праздник и удачу. Так, например, в Китае и Индии невесты носят красные платья, как символ выносливости и веры. В Индии он символизирует чистоту, энергию и чувственность [3].
В отличие от русской культуры, в котором красный ассоциировался и с красотой (прекрасный), и с богатством, французы осмыслили красный по-другому: прежде всего – это цвет опасности, запрета.
4. Синий цвет
Синий цвет успокаивает, настраивает собеседника на обдуманное и разумное принятие решений, не возбуждает психику и не вызывает чувство негатива. Наряду с этим синий способен обратить внимание не меньше красного цвета. Семантика цвета: мир, спокойствие, глубина, мудрость, тишина.
На западе этот цвет имеет значение терпения, свободы, прогресса и единства. Для Европы синий - это божественный цвет, символизирует гармонию, единство, преданность. В Китае – символ бессмертия [4]. 
5. Зеленый цвет
В силу своей нейтральности зеленый цвет может оказывать лечебное и расслабляющее влияние. По этой причине его очень часто применяют в рекламе клиник, оздоровительных центров, медицинских препаратов, санаториев. Семантика цвета: жизнь, естественность, гармония, природа, доброта.
Зеленый цвет любят в Мексике, Австралии, Ирландии и Египте. В Китае зеленый цвет символизирует роскошную жизнь и молодость, но также может означать предательство и изгнание. В Индии - мир, надежду и бессмертие. В западных культурах он символизирует молодость, рост и свежесть. В англоязычных странах он ассоциируется с завистью. 
6. Желтый цвет
Желтый цвет благоприятствует общению и способен придать рекламируемому товару интеллектуальность, помогает легче усваивать новые идеи. Он повышает акцентирование внимания, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений. Семантика цвета: солнце, радость, свобода, праздник, беспокойство.
В Бразилии этот цвет - символ безнадежности и уныния, а в сочетании с фиолетовым - символ болезни. В Китае, наоборот, желтый цвет очень популярен, поскольку является символом империи и великолепия. В Индии этот цвет ассоциируется с торговлей, удачей и сделками. В Японии это цвет изящества и грации. Для русского человека, как правило, желтый цвет - это знак разлуки и измены.
7. Фиолетовый цвет
Для принятия творческих решений необходим фиолетовый цвет, это цвет абстрагирования и внутренней сосредоточенности, поэтому он так близок творческим натурам. Если необходимо продемонстрировать креативность, то фиолетовый цвет будет уместен. Семантика цвета: мудрость, артистизм, вдохновение, благородство, мистика.
Так, например, фиолетовый цвет в Индии олицетворяет утешение, а в Бразилии - печаль.
8. Оранжевый цвет 
Вызывает приток жизненной энергии, защищает от отрицательного воздействия. Этот цвет способен сделать собеседника более активным. Семантика цвета: движение, общительность, жизнерадостность, скорость. Он способен высвобождать эмоции и поднимать самооценку. Является отличным антидепрессантом, улучшает настроение.
В Европе это теплый вдохновляющий цвет, он обращает на себя внимание своим ярким пламенным обаянием. Также оранжевый для европейских стран – символ сбора урожая и достигнутых успехов. В Нидерландах это национальный цвет, один из самых популярных среди граждан. В Индии этот священный для индусов цвет ассоциируется с шафраном [2].
Изучив основные значения цветов у представителей разных стран, можно сказать, что национальное восприятие цвета может не только совпадать, но и кардинально отличаться.
Ввиду различий цветовых ассоциаций в разных культурах важно учитывать данные особенности при работе с многонациональной аудиторией. То, что будет вполне приемлемым в одной стране, в другой может показаться совершенно неуместным, возможно, даже оскорбительным. Верно подобранное цветовое решение как во внешнем виде, так и в деловых проектах может сделать коммуникацию удачной и помочь добиться желаемого результата.

Список литературы
1. Бондарчук А.И. Семантика цвета в аспекте межкультурных визуальных коммуникаций / А.И. Бондарчук // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 1081-1085.
2. Замалюдинова М.З. Национально-культурная специфика цветообозначений в межкультурной коммуникации Электронный ресурс] / М.З. Замалюдинова, Л.В. Воробец. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/289/5915
3. Значение цвета в разных культурах [Электронный ресурс] // Бюро переводов, 2011-2015. - Режим доступа: http://aleksundra.com/meaning-of-colors/
4. Кудрина А.В., Семантика цвета в разных культурах / А.В. Кудрина, Б.Г. Мещеряков // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2011, № 1.
5. Письменный Е. В. Актуальность мифологического в современном социокультурном пространстве / Е. В. Письменный // LIV Международной научно-технической конференции «Достижения науки – агропромышленному производству». – Челябинск: Челябинская государственная агроинженерная академия, 2015. – Стр. 48-53.
6. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. - М.: СЛОВО, 2000. - 624 с.
7. German, N. F. Communication, Culture and Identity in the Context of Globalization and Multiculturalism: monograph / N. F. German. – Челябинск : Энциклопедия, 2014. – 300 с.


Комментариев нет:

Отправить комментарий