Стереотипы в аспекте межкультурной коммуникации


Каждый народ, каждая нация имеет собственные взгляды о мире, о людях, о представителях другой культуры. Поэтому в обществе сформировались определенные стереотипы как в отношении самих себя, относительно поведения и традиций в пределах своего культурного пространства, так и в отношении представителей другого языка и другой культуры.
Данная тема на сегодняшний день актуальна, она является предметом изучения многих исследователей и ученых, таких как У. Липпман, Ю.А. Сорокин, Н.В. Уфимцева, И.С. Кон, И.Ю. Марковина, В.В. Красных, А.В. Павловская и др.
Стереотип - это прочно сложившийся, постоянный образец чего-н., стандарт [3].
Представления или стереотипы складываются на уровне бытового сознания в процессе долгих коммуникаций между культурами. Любой человек воспринимает окружающий его мир с представлениями, ценностями, которые преобладают в его родной культуре. В соответствие с ними он ведет себя тем или иным образом [1].
Формирование стереотипов происходит благодаря возможности сознания человека фиксировать информацию об однородных явлениях, фактах и людях в форме устойчивых образований. Наше сознание образует стереотип, выделяя определенные признаки предметов, при этом додумывая качественные характеристики объекта. В конечном итоге все объекты закрепляются в сознании в стандартизированных образах, представлениях, оценках, при помощи которых люди могут обмениваться информацией, понимать друг друга, вырабатывать одинаковые ценностные установки.
Возникновение стереотипов происходит, когда человек обращается к своему прошлому жизненному опыту — инди­видуальному и групповому и зависит от предшествующего воспри­ятия [2].
Стереотипы возникают по разнообразным причинам, но первостепенной является защита сознания от непрерывного процесса получения информации, постоянно увеличивающаяся в объемах.
По мнению ученых, существует множество видов стереотипов. Приведем некоторые из них:
1. Стереотипы-мнения - стереотипы, которые легко применяются при получении новой информации.
2. Стереотипы-убеждения – стереотипы, которые могут мотивировать поведение человека.
3. Гетеростереотипы – представления одних народов о других национальных группах (обычно, данный вид стереотипов носит преимущественно негативный характер).
4. Автостереотипы – представления народов о самих себе (в этом виде стереотипа, в основном, преобладают положительные качества).
5. Положительные и отрицательные стереотипы.
6. Стереотипы, которые сочетают в себе признаки всех вышеперечисленных групп. как правило, называются амбивалентными.
7. Этнические стереотипы - образ какого-либо народа, этнической группы, который выражает знания или представления о психологических, поведенческих и бытовых особенностях представителей какой-либо другой нации.
Разберем некоторые из вышеперечисленных видов.
Авто- и гетеростереотипы определяют характер межкультурной коммуникации. Они способствуют формированию образов «хороших» и «плохих» народов и, таким образом, обеспе­чивают позитивные или негативные результаты ком­муникации.
Оба вида стереотипов формируются в процессе не­посредственного межэтнического общения. Так, к примеру, П. Р. Хофштеттера утверждает, что в 50-х гг. XX в. немцы, говоря о себе, оценивали свою социально-этническую группу как «прилежную», «интеллигентную» и «смелую» (аутостереотип), а русскую - как «жестокую» и «отсталую» (гетеростереотип) [5].
Вот что думает о русских англичанин Маттью Чанс, старший корреспондент телекомпании CNN: «К непривлекательным качествам россиян я бы отнес дух наживы. В этом отношении у русских отсутствует внутренний тормоз». По его наблюдениям, русские люди держат барьер в общении с иностранцами. Он считает, что у русских имеется мало поводов для радости, так как они очень несдержанны, заводятся с пол-оборота. До приезда в Россию Маттью придерживался стереотипа о том, что Россия - мрачная страна, в которой живут эмоционально холодные люди. Но как оказалось, среди россиян есть счастливые и рассерженные, радостные и печальные [4].
Или же, например, у многих американцев мнение о нашей стране сложилось на стереотипах, вызванных «холодной войной». Они верят в то, что в России неимоверно холодные зимы, а суровые русские люди пьют очень много водки [6].
У русских сложился о немцах определенный стереотип – практичность, прилежание, порядок, умение доводить дело до конца. За последнее время немцы сильно изменились. К сожалению, качества, указанные выше, уже для многих малохарактерны.
Так, легендарная немецкая пунктуальность. Многие русские считают ее необычностью, странностью или национальной «болезнью». Но не следует переносить эту черту на конкретного человека. Немцам также свойственно опаздывать, есть в неустановленное время и даже ложиться спать далеко за полночь или под утро.
Кроме непосредственного межэтнического общения авто- и гетеростереотипы формируются посредством неорганизованных форм передачи информации: слухов, поговорок, анекдотов.
Одним из главных условий понимания и взаимодействия между представителями разных культур является межэтническое восприятие людьми друг друга. Важной составляющей данного восприятия являются этнические стереотипы. Успешное сотрудничество зависит от того, насколько будут точны наши стереотипы о другом народе.
Такие выражения как «галантные французы», «чопорные англичане», «пунктуальные немцы», «испанские страсти», «китайские церемонии», русское «авось», успешно закрепившиеся в речевом обиходе, могут служить примером этнических стереотипов. Они в такой степени отложились в нашем сознании, что, говоря «типичный англичанин» или «типичный немец», мы имеем в виду целый ряд национальных черт, который в большинстве случаев будет понятен всем окружающим.
У французов грек является ловким человеком, который может «выйти сухим из воды», а турок — физически сильным. В русских французы ценят размах, широту, сердечность, выдержку и стойкость в беде.
Аналогично мы стереотипизируем не только народы, но и целые государства. Франция, например, у многих ассоциируется с высокой модой, духами, Бразилия – с футболом, Голландия – с тюльпанами, мельницами.
Эти стереотипы связаны с долгим процессом межкультурного взаимодействия народов друг с другом, они наследуются, передаются из поколения в поколения и отличаются особой живучестью.
Под воздействием различных факторов данные представления могут изменяться. Германия у русских, к примеру, продолжительное время ассоциировалась с врагом, так как эти страны долго воевали друг с другом.
Стереотипы выполняют множество функций и задач, перечислим некоторые из них.
Положительные:
- предоставляют готовую и простую информацию, объясняющую поступки человека;
- позволяют сформировать собственное поведение по отношению к собеседникам и партнерам;
- позволяют прогнозировать формы поведения партнера по коммуникации;
- защищают традиции, обычаи родной культуры.
Отрицательные:
- создаются помехи при общении из-за расхождения авто- и гетеростереотипов;
- могут воздействовать на ошибочную интерпретацию поведения собеседника;
- повторяют и усиливают неверные представления.
Несмотря на все отрицательные качества, стереотипы о других нациях и культурах готовят человека к взаимодействию с чужой культурой, ослабляют ее воздействие на психику, снижают силу проявления культурного шока. Благодаря стереотипу человек наделяется определенными чертами и качествами, на основе которых можно предугадать его поведение.
Эффективное применение стереотипов в межкультурном общении может быть тогда, когда они используются в качестве первого и положительного образа о человеке или событии, а не рассматриваются как единственно правдивая информация.
Как правило, человек старается сохранить свои стереотипы, несмотря на то, что действительность и жизненный опыт не соответствует им. Поэтому в ситуа­ции межкультурных контактов важно также уметь от них отказываться при их противоречии реальной действитель­ности.
Подводя итог, хотелось бы еще раз заострить внимание на том, что стереотипы выполняют важную функцию в процессе межкультурных коммуникаций, при этом являясь определенными представлениями, убеждениями людей в отношении качеств, черт характера, явлений и событий о представителе другой культуры. В современном мире необходимо знание и понимание стереотипов «своей», так и «чужой» культуры, для того, чтобы успешно вести дела с иностранными партнерами, управлять международными проектами. 

Список использованной литературы 
1. Межкультурный менеджмент: учебное пособие / В.А. Пушных, М.С. Ерёменко. – 2-е. изд., перераб.; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. − Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. – 180 с.
2. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: (Учеб. пособие) — М.: Слово/Slovo, 2000. — 624 с.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944 с.
4. Что думают о нас иностранцы, живущие в России [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://newsland.com/news/detail/id/374997
5. Hofstatter P.R. Einführung in die Sozialpsychologie / P.R. Hofstatter. Stuttgart: Kröner Verlag, 1973.
6. 10 интереснейших фактов о русских с точки зрения американцев [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.factroom.ru/facts/travels


Вернуться на страницу "Круглый стол"

Комментариев нет:

Отправить комментарий